Основания начисления платы за придомовую территорию многоквартирного дома, если она не оформлена в собственность

Основания начисления платы за придомовую территорию многоквартирного дома, если она не оформлена в собственность

Иванову И.И.

Уважаемый Иван Иванович!

В ответ на Ваше обращение в Челябинскую городскую Думу по вопросу платы за придомовую территорию поясняю.

Взаимоотношения собственников помещений в многоквартирном доме, выбравших способ управления домом (УК, ТСЖ и т.д.), основываются на договоре управления домом. Неотъемлемой частью договора управления является перечень работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома (статья 162 ЖК РФ), который должен соответствовать минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденному постановлением Правительством Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290. Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, предусмотрены работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (части 24 и 25).

Также, в соответствии со статьей 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Данная норма подтверждается постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (п.67) где указано, что «Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.» (Вводный закон – Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

На основании вышеизложенного, если договором управления многоквартирным домом предусмотрена услуга по уборке и содержанию придомовой территории (земельного участка), которой собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, то собственники должны оплачивать предоставленную услугу по содержанию придомовой территории.

Также, необходимо отметить, что решение № 19/13 принято в целях расчета платы за содержание жилого помещения для отдельных категорий граждан, перечень которых определен пунктом 1 решения № 19/13 (в соответствии с полномочиями, установленными для органов местного самоуправления частью 3 статьи 156, частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), частью 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491), а именно для:

  • нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
  • собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом;
  • собственников помещений в многоквартирном доме (до 30 квартир), которые на их общем собрании выбрали непосредственный способ управления, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.

Дополнительно хотелось бы сказать, что согласно части 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Для поставки земельного участка на кадастровый учет в Челябинске собственникам помещений в многоквартирном доме необходимо принять положительное решение по данному вопросу на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и обратиться в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города по адресу: ул. Тимирязева, д. 36, тел.: +7 (351) 263-49-35.