Владимир Бодров, депутат городской Думы: На уровне муниципалитета просто нет площадки для политической дискуссии

Владимир Бодров, депутат городской Думы: На уровне муниципалитета просто нет площадки для политической дискуссии

Отразятся ли изменения структуры челябинской Думы на ее работе? Об этом мы беседуем с председателем думской комиссии по местному самоуправлению и обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Владимиром Бодровым.

— Начнем с одного из самых значимых событий последнего времени ― в марте Челябинская городская Дума приняла решение об увеличении числа депутатов. Это хорошо для города или плохо?

— Думаю, что для города в целом это будет хорошо. Изменится не только число депутатов, но и структура Думы, в которой смогут быть представлены разнополярные мнения. Это должно дать положительный эффект. Главное, чтобы все эти различные точки зрения были конструктивными.

— Но не приведут ли эти изменения к увеличению нагрузки на городской бюджет? Во всяком случае, именно поэтому многие блогеры ругают такое решение городской Думы.

— Это ошибочное мнение. В Челябинской городской Думе депутаты работают на общественных началах. По большому счету, содержание депутата в месяц составляет 5 тысяч рублей: на канцелярию, расходные материалы и прочее. Заработную плату получают только сотрудники аппарата, обеспечивающие работу думы. Об изменении же структуры самого аппарата или увеличении его численности речи не идет.
Вообще на обеспечение работы Челябинской городской Думы в год уходит несколько десятков миллионов рублей. Это меньше одного процента консолидированного бюджета областного центра. Кстати, мы проводили анализ затрат на содержание выборных органов в других городах-миллионниках, и должен сказать, что в Челябинске расходы на муниципальный парламент существенно ниже, чем в, например, в Екатеринбурге и Перми.
Но это не мешает Челябинской городской Думе быть самодостаточной и работоспособной. Повестка у нас очень насыщенная.

— Если говорить о схеме, по которой будут избираться депутаты нового созыва, насколько она нова?

— Относительно. Так или иначе многие депутаты следили за выборами в Законодательное Собрание Челябинской области и анализировали потом работу областного парламента. Там схема выборов аналогична. Поэтому нам понятно, как избранный по ней орган власти работает. Хотя я лично считаю, что распространение подобной схемы на муниципальный уровень достаточно спорно. Все-таки местное самоуправление ― это орган, занимающийся хозяйственными вопросами, и партийность в данном случае не очень уместна. Тем более, что никто не мешает сегодня партиям активно участвовать в жизни города, формировать то или другое мнение среди избирателей. Для этого совершенно не обязательно использовать муниципальную трибуну. На уровне муниципалитета просто нет площадки для политической дискуссии. О чем спорить партиям? Сегодня консолидированный бюджет Челябинска ― порядка 20 миллиардов рублей. Собственные доходы города составляют около 50 процентов, из которых примерно 90 процентов уходит на зарплату работникам бюджетной сферы. Трансферты, которые мы получаем из областного и федерального бюджетов, выделяются по конкретным программам. Бюджет очень прозрачен. Спорить по поводу его формирования нет смысла. Мы не можем существенно повлиять на величину трансфертов, например, на дорожное строительство: это решение субъекта, и нам приходится просто его исполнять, как и всем другим муниципалитетам. Если в этом году региональное правительство приняло решение уделить больше внимания дорогам, связывающим отдаленные муниципалитеты с областным центром, — мы на это повлиять не сможем.

— А Челябинск мог сказать: мы не хотим, чтобы городская Дума у нас выбиралась 50 на 50?

— Федеральный закон сегодня не позволяет это сделать. Пока он не был принят, мы могли сопротивляться рекомендациям по введению смешанной системы избрания городской думы. Но сейчас федеральное законодательство требует, чтобы выборные органы муниципалитетов формировалось по схеме «50 на 50». Нам оставалось лишь определиться с количественным составом депутатов, и здесь шла кропотливая работа. Прежде всего, необходимо было избирательные округа сформировать таким образом, чтобы за каждым депутатом стояло примерно равное число избирателей. С другой стороны, мы должны были подобрать такое число депутатов, которое бы позволяло сохранить оперативную связь челябинцев со своим избранником. Кроме того, избирательные округа необходимо было сформировать в границах одного района города, потому что работать сразу с двумя районами депутату достаточно проблематично.

— Половина депутатов городской Думы пройдет по партийным спискам. Не боитесь, что пролезут откровенные болтуны? У нас ведь достаточно слабые партии.

— Думаю, это вопрос имиджа самих партий. Если кто-то предложит людей неработоспособных, это скажется на дальнейших перспективах партии. В том числе, не исключено, что и на региональных, а то и федеральных результатах.

— Но вы готовы к ситуации, что в городской Думе может появиться некий балласт «партийных говорунов»?

— В Думе уже заложены определенные традиции, и они все равно будут поддерживаться. Нам очень часто задают вопрос: почему заседания городской думы проходят достаточно быстро и бесконфликтно? А ответ на виду. Дело в том, что вся дискуссия проходит на уровне комиссий и фракций. На заседание Думы мы приходим уже с готовым решением. Мне кажется, это правильно: дискуссия должна вестись не в момент принятия решения, а на подготовительном этапе.
Зарегламентирована и фракционная работа, сейчас в Думе действуют две фракции — «Единая Россия» и «Наш город». Даже если число фракций вырастет в следующем составе, к существенным изменениям работы выборного органа это не приведет. Так что в «говорильню» гордума не превратится совершенно точно.

— Как оцените взаимоотношения депутатов и Главы города (Председателя городской Думы)  Станислава Мошарова?

— Пятерку, наверное, не поставлю. Но на четверку с плюсом оценить можно. У Станислава Мошарова несколько функций: с одной стороны, он ― Председатель городской Думы, с другой ― у него есть представительская функция Главы города, это тоже отнимает силы и время. Но мы должны понимать, что именно благодаря Мошарову принимается очень много взвешенных, согласованных решений в неконфликтной ситуации. Кроме того, в последнее время у Председателя Думы стало доброй традицией проводить личные встречи с депутатами, у него есть полное понимание, чем дышит каждый депутат, какие проблемы есть у избирателей, где формируются точки напряжения. И по большому счету, многие вопросы решаются за счет его компетентности.

— А можно ли говорить о каких-то взаимоотношениях между депутатским корпусом и сити-менеджером?

— Федеральный закон настаивает сегодня на разделении исполнительной и законодательной ветвей власти. Как депутаты мы публично представляем интересы своих избирателей и должны отстаивать их позиции. Не всегда мнение избирателей сходится с мнением исполнительной власти. Но мы для того и избираемся, чтобы донести это мнение до администрации города и попытаться корректировать ее решения. Естественно, на этой почве могут возникнуть и возникают довольно жесткие, плотные дискуссии. Но все-таки нам удается находить компромиссные решения и решать вопросы через призму интересов жителей города.
Возьмем, к примеру, дискуссию вокруг дороги через городской бор. Мы все прекрасно понимаем, что он является «легкими» Челябинска. Но город не должен сам себя задушить и задохнуться. Он должен развиваться, в том числе развивать свою инфраструктуру. От этого просто никуда не деться. Поэтому отказ от каких-то решений под давлением небольшой группы экологов может привести через какое-то время к коллапсу в развитии самого города. Хотелось бы, чтобы и оппоненты городских властей осознавали проблемы, стоящие перед Челябинском. И в ходе дискуссии, помимо критики, предлагали конструктивные решения.

— А команда губернатора по старой памяти не вмешивается в работу городского парламента?

— У городской Думы с областным правительством точек пересечения практически нет. Более логично говорить о нашем взаимодействии с Законодательным Собранием региона. И этот вектор мы развиваем достаточно плодотворно. Говорить о структурном взаимодействии городской Думы и исполнительной власти региона было бы, наверное, не совсем правильно. Хотя нужно понимать, что многие посты в областном правительстве занимают люди, с которыми мы работали в городской Думе. Но необходимая субординация выдерживается. Это совершенно правильно. Иначе работа властного механизма будет ломаться. Такова логика жизни.

— Вернемся к вопросу партийности депутатов. Сейчас депутат городской Думы — это классический народный избранник. Они представляют народ. А депутаты, которые попадут в парламент по партийным спискам будут представлять уже не народ, а какие-то свои группировки. Не боитесь, что такие они станут выполнять волю не горожан, а своих партийных руководителей?

— Но выбирать их все-таки будут жители Челябинска. И выбор, который сделают избиратели, необходимо уважать. Тем более, что я уверен: нацеленность на конструктив, отличающая нынешний состав депутатов, сохранится и в новой думе. Мы все должны работать на благо города.

— Владимир Владимирович, семь лет вы представляете интересы своего округа в городской Думе. Это много?

— Не много и не мало. Это нормально. У нас есть депутаты-долгожители. Это значит, что у них сложился с избирателями хороший диалог. Те вопросы, которые могут и должны решаться, — решаются. И при таком диалоге депутат доносит свое мнение и мнение своих избирателей до администрации. Сохраняются постоянный контакт и постоянное взаимодействие между депутатом и избирателями, и это имеет только положительное значение. Могу судить по собственному опыту: за семь лет я намного лучше стал знать свой округ. И сейчас у меня больше возможностей вникать в детали, нюансы, хитросплетения. Уже есть понимание, как решать те или иные вопросы, с которыми к тебе приходят избиратели.

— В прошлом созыве вы были рядовым депутатом, сейчас — возглавляете комиссию. Ваша новая должность увеличила возможности для работы в округе?

— Скорее, руководящий статус помогает более качественно решать вопросы работы думы. На взаимоотношениях с моими избирателями это никак не сказывается. Было бы неправильно, используй я свой более высокий статус для того, чтобы отстаивать интересы своих избирателей в ущерб избирателям из других округов. Такое нельзя делать ни в коем случае. А вот насколько грамотно тот или иной депутат решает вопросы своих избирателей — это уже вопрос качества взаимодействия депутата со своим избирателем.

Цитата дня

  Мы приступили к реализации масштабного проекта партии «Единая Россия» по формированию комфортной городской среды. Она уникальна тем, что предполагает самое активное взаимодействие граждан и депутатов на всех ее этапах.

Станислав Мошаров

Увидели ошибку?

Выделите мышкой текст с ошибкой, а после нажмите ссылку:

«сообщить об ошибке»

или Ctrl + Enter

Ошибка в тексте: