О создании и поддержке различных форм присмотра и ухода за детьми

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 сентября 2013 года, присмотр и уход за детьми - это «комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня» (пункт 34 статьи 2).

Закон разделил функции по предоставлению бесплатного общедоступного дошкольного образования и функции по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций (в форме индивидуальной деятельности, гувернерства, патроната, в дошкольных группах присмотра и ухода на базе родительских сообществ, в семейных дошкольных группах и иных формах).

В Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении  включены нормы об организации в ДОУ:

групп по присмотру и уходу за детьми, в которых обеспечивается их содержание и воспитание, социализация и формирование у них практически ориентированных навыков, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

семейных дошкольных групп, которые могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Указанные нормы законодательства позволяют сделать более доступными для населения как услуги по дошкольному образованию, так и услуги по присмотру и уходу за детьми.

В настоящее время наиболее востребованной и самой распространенной является форма присмотра и ухода за детьми в группах полного дня, удлиненного дня и круглосуточного пребывания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В них присмотр и уход сочетается с дошкольным образованием. В такой форме присмотр и уход получают 6,2 млн. детей в 56,4 тыс. учреждений, реализующих программы дошкольного образования.

Вторая форма предоставления услуг по присмотру и уходу, получающая все большее распространение в настоящее время, реализуется в семейных дошкольных группах. Семейные дошкольные группы создаются, как правило, на дому у воспитателя государственных и муниципальных ДОУ. Чаще всего воспитатели - многодетные мамы, которые воспитывают своих детей дошкольного возраста (не менее трех) и могут взять еще 1-2 чужих детей. Воспитателями могут также быть педагоги, которые в своей квартире создают условия для дошкольного образования детей из семей, проживающих по соседству. Воспитатели семейных групп являются штатными сотрудниками ДОУ, им оказывается методическая поддержка со стороны методической службы детского сада. В 2013 г. дошкольное образование в семейных группах получают 10,7 тысяч детей (0,2% от общей численности детей, охваченных дошкольным образованием).

Третья форма предусматривает присмотр и уход за детьми в семье, при этом дети получают дошкольное образование в группах кратковременного пребывания (далее - ГКП). По состоянию на январь 2013 г. 18,6 тыс. таких групп функционирует в 12 тыс. учреждений (ДОУ, школах, учреждениях дополнительного образования). В них воспитывается около 270 тыс. детей дошкольного возраста (около 4,6% от всех детей, охваченных дошкольным образованием). ГКП имеют разную направленность: группы адаптации для детей с 6 месяцев до 2 лет, в том числе для детей с родителями; 1руппы развития (дошкольное образование на основе развивающих игр), группы «Особый ребенок» для детей-инвалидов, группы подготовки детей к школе и другие. Развитие данной формы сочетания присмотра и ухода за детьми в семье и дошкольного образования в режиме кратковременного пребывания целесообразно при наличии спроса у населения.

Четвертая форма связана с привлечением к присмотру и уходу за детьми индивидуальных предпринимателей, осуществляющих индивидуальную педагогическую деятельность. В 2013 г. более 1 тыс. индивидуальных предпринимателей оказывают услуги в сфере дошкольного образования, а также по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста (гувернерство, семейные клубы, детские центры, домашние детские сады и т.д.).

Перспективным представляется развитие данной формы, которая предусматривает дошкольное образование детей в ДОУ в режиме кратковременного пребывания, а также присмотр и уход за детьми, реализуемый индивидуальным предпринимателем в жилых или приспособленных помещениях, расположенных в непосредственной близости от ДОУ. Индивидуальный предприниматель осуществляет также сопровождение детей в процессе реализации программы дошкольного образования в группах кратковременного пребывания на основе трехстороннего договора между:

дошкольным учреждением, которое осуществляет бесплатное дошкольное образование,

индивидуальным предпринимателем, который обеспечивает присмотр и уход за детьми в течение рабочего дня родителей,

и родителями (законными представителями), которые оплачивают услуги по присмотру и уходу за ребенком.

Данная форма организации присмотра и ухода за детьми апробируется в настоящее время в Республике Саха (Якутия).

Критериями отбора ИП - кандидатов   для реализации присмотра и ухода за детьми, является отсутствие противопоказаний для работы с детьми дошкольного возраста по состоянию здоровья (в том числе психического), отсутствие судимости и другие в соответствии с действующим законодательством.

При развитии формы присмотра и ухода за детьми, осуществляемого индивидуальным предпринимателем, необходимо учитывать существующие механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере дошкольного образования.

Так в соответствии с Федеральным законом от 24.07.20-7 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» существует возможность получения в Управлении экономики Администрации города Челябинска финансовой поддержки частных детских садов  в форме субсидирования в части затрат:

- по оплате процентов по кредитам российских кредитных организаций, привлеченным с целью осуществления капитальных вложений в сумме, не превышающей 500 тыс. рублей;

- на возмещение затрат, связанных с осуществлением капитальных вложений, за счет собственных средств (приобретение машин, оборудования, наземных транспортных средств) в сумме, не превышающей 500 тыс. рублей;

- по участию в российских выставках, ярмарках в размере 50 % произведенных затрат;

- по продвижению сайта в системе интернет в размере 50 % произведенных затрат.

Молодые предприниматели не старше 35 лет, реализующие предпринимательские проекты могут принять участие в конкурсе «Лучший молодежный предпринимательский проект». Конкурс проводится по трем группам:

1-я группа – «Стимул для старта»: для субъектов молодежного предпринимательства на начальной стадии организации бизнеса, осуществляющих деятельность мене 1 года:

2-я группа – «Вектор развития»: для субъектов молодежного предпринимательства на стадии развития бизнеса, осуществляющих деятельность от 1 года (имеющих отчетность за за последний полный финансовый год) до 3 лет;

3-я группа – «Стабильный бизнес»: для субъектов молодежного предпринимательства на стадии стабильной деятельности, осуществляющих деятельность более 3 лет.

Победителям Конкурса  во 2-й и 3-й группах предоставляются субсидии на возмещение затрат, связанных с реализацией молодежного предпринимательского проекта, в размере до 20 тыс. рублей. Для получения финансовой поддержки необходимо обращаться в отдел развития предпринимательства Управления экономики Администрации города Челябинска  по телефонам:  263 62 12, 263 43 39.

Цитата дня

  Мы приступили к реализации масштабного проекта партии «Единая Россия» по формированию комфортной городской среды. Она уникальна тем, что предполагает самое активное взаимодействие граждан и депутатов на всех ее этапах.

Станислав Мошаров

Увидели ошибку?

Выделите мышкой текст с ошибкой, а после нажмите ссылку:

«сообщить об ошибке»

или Ctrl + Enter

Ошибка в тексте: