В Челябинске состоялись публичные слушания по отчету об исполнении бюджета за 2021 год

В Челябинске состоялись публичные слушания по отчету об исполнении бюджета за 2021 год 12.05.2022 Депутаты Челябинской городской Думы приняли участие в организации и проведении публичных слушаний по отчету об исполнении бюджета города Челябинска за 2021 год. Слушания прошли в помещении Челябинского Центра искусств «Театр + Кино» (кинотеатра им. А.С. Пушкина) и вызвали живой интерес горожан.
Сам отчет был опубликован на официальном сайте Челябинской городской Думы и доступен для изучения всеми желающими.

В отчете содержится информация о том, что в бюджет города за 2021 год поступили доходы в сумме 49 642,4 млн. рублей (100,4 % к плану). Порядка трети (30,9 %) из них составляют налоговые и неналоговые доходы (15 351,1 млн. рублей). Это на 13,2% больше, чем в 2020 году. Остальное – безвозмездные поступления – 34 291,3 млн. рублей (69,1 %).
Общая сумма доходов по отношению к 2020 году уменьшилась на 2 568,3 млн. рублей (-4,9 %).
Для оценки финансового положения города наиболее показательной является динамика собственных, налоговых и неналоговых доходов. Они сформированы в основном за счет следующих источников:
- налога на доходы физических лиц (6 875,4 млн. рублей, 44,8 %);
- налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (4 516,5 млн. рублей, 29,4 %);
- земельного налога (1 194,4 млн. рублей, 7,8 %);
- доходов от использования имущества (998,2 млн. рублей, 6,5 %).
Рост налоговых и неналоговых доходов бюджета произошел за счет увеличения налоговых доходов бюджета на 11,6% (1 413,6 млн. рублей). Значительное влияние на него оказало увеличение поступлений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения на 1 292,0 млн. рублей (прирост 40,1%) по сравнению с 2020 годом. Некоторое влияние оказало и увеличение количества налогоплательщиков, уплаты отсроченных платежей в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики».
Поступления в бюджет от налога на доходы физических лиц увеличились к уровню 2020 года на 532,5 млн. рублей (прирост 8,4 %). Рост связан с увеличением фонда начисленной заработной платы и повышением с 1 января 2021 года налоговой ставки до 15% в отношении налоговой базы, превышающей 5 млн. рублей.
Отмена налога на вмененный доход с 1 января 2021 года повлекла, соответственно, сокращение суммы поступлений от единого налога на 277,3 млн. рублей.  
Результатом отмены норматива отчислений в бюджет города от государственной пошлины через многофункциональные центры (Закон Челябинской области от 29.12.2020 № 296-ЗО «О внесении изменений в Закон Челябинской области «О межбюджетных отношениях в Челябинской области») стало уменьшение доходов от государственной пошлины (306,1 млн. рублей). Этот вид дохода уменьшился на 283,6 млн. рублей (48,1%).
Доходы от использования имущества увеличились на 92,4 млн. рублей (10,2%). Среди прочих неналоговых поступлений наиболее существенными являются доходы от поступления штрафов, санкций, возмещения ущерба (231,1 млн. рублей) и от продажи материальных и нематериальных активов (173,3 млн. рублей).
Значительную часть доходов бюджета города составляют межбюджетные трансферты. В 2021 году в бюджет города поступили межбюджетные трансферты в сумме 34 273,7 млн. рублей, в том числе дотации (2 586,0 млн. рублей), субсидии (7 304,7 млн. рублей), субвенции (19 902,8 млн. рублей), иные межбюджетные трансферты (4 480,2 млн. рублей). Сумма межбюджетных трансфертов в 2021 году на 4 406,5 млн. рублей (11,3%) меньше, чем в 2020 году.

Сумма расходов в 2021 году составила 48 193,7 млн. рублей (95,5 % к плану), что на 8,1% меньше, чем в 2020 году. В основном средства направлены на следующие разделы расходов:
- образование (23 327,6 млн. рублей – 48,4%);
- национальная экономика (8 497,7 млн. рублей – 17,6%, в том числе дорожное хозяйство – 5 019,5 млн. рублей, транспорт – 3 032,0 млн. рублей);
- социальная политика (7 362,2 млн. рублей – 15,3%);
- жилищно-коммунальное хозяйство (2 514,0 млн. рублей – 5,2%);
- физическая культура и спорт (1 688,9 млн. рублей – 3,5%).
Практически весь объем расходов (96,3%) осуществлен в рамках муниципальных программ. На их реализацию направлено 46 432,0 млн. рублей.

В рамках 13 муниципальных программ реализованы мероприятия 7 национальных проектов: «Экология», «Безопасные качественные дороги», «Культура», «Образование», «Цифровая среда», «Демография» и «Жилье и городская среда».

Отвечая на поступивший из зала вопрос, основной докладчик – председатель комитета финансов Администрации города Челябинска Ирина Кузнецова – отметила, что в 2021 году бюджет города исполнен с профицитом в размере 1 448,7 млн. рублей и пояснила, что на возникновение профицита повлияло перевыполнение бюджета по доходам и исполнение бюджета по расходам ниже запланированного объема.
Заместитель Главы города по социальному развитию Сергей Авдеев подробнее рассказал о расходах бюджета в социальной сфере, отдельно по каждому из направлений: образование, соцзащита, культура, физическая культура и спорт, молодежная политика. Дополнил отчет заместитель Главы города Челябинска по строительству Владимир Шамне, разъяснив расходы на объекты капитального строительства, как завершенные, так и перспективные, находящиеся в процессе разработки и строительства.

С экспертными заключениями на проект бюджета выступили заведующая кафедрой экономики, финансов и бухгалтерского учета, кандидат экономических наук Наталья Коротина  и доцент кафедры прикладной экономики экономического факультета, кандидат экономических наук Илья Данилов. Отметив положительные и проблемные моменты, оба эксперта в целом положительно оценили исполнения бюджета. Председатель Общественной палаты города Челябинска Геннадий Сапрыкин был солидарен с экспертами. Общественник положительно оценил исполнение бюджета, высказал пожелания по дальнейшей социальной ориентированности бюджета.

На все поступившие вопросы представителями Администрации города Челябинска были даны исчерпывающие ответы, предложения, поступившие в устном и письменном виде, учтены в протоколе и будут изучены оргкомитетом при подготовке итогового документа публичных слушаний, который будет опубликован в установленном порядке на сайте Челябинской городской Думы.